Законопроекты


1. Конкурентный процессуальный кодекс Украины.
Проект Кодекса определяет составляющие конкурентного процесса и их взаимосвязь. В Кодексе выделено два общих, сравнительно самостоятельных вида производства:
в заявлениях и делах о предоставлении разрешения на согласованные действия и концентрацию, что связано с предоставлением Комитету управленческих услуг;
в делах о нарушении конкурентного законодательства, что связано с проведением Комитетом деятельности по выявлению и прекращению нарушений конкурентного законодательства и применению мероприятий государственного принуждения.


Сходство этих видов процессуального производства дает основания для определения их основных принципов в общей части Кодекса.

В разделе I "Общие положения” проекта определяется также круг участников процесса, их процессуальный статус и условия допущения их к участию в процессе (главы 2 и 3), определяются понятия и виды доказательств в делах, их принадлежность и допустимость, общие принципы сбора и подачи. Особое внимание в проекте уделено урегулированию порядка собирания, оценки таких доказательств, как объяснение, свидетельство, опрос потребителей и субъектов хозяйствования, выводы экспертов, а также обеспечению доказательств (главы 4, 5, 22-26).

В Кодексе определен порядок определения процессуальных сроков (глава 8), установлены обоснованные сроки совершения важнейших процессуальных действий, в частности сроки рассмотрения заявлений о нарушении конкурентного законодательства, заявлений и дел о предоставлении разрешения на согласованные действия и концентрацию, сроки обжалования, проверки и пересмотра решений, в интересах лиц-участников проведения и с целью обеспечения объективности рассмотрения предусмотрена возможность возобновления и продления процессуальных сроков.

С учетом особенностей, свойственных каждому виду процесса, в Кодексе установлены порядок и требования к документальному оформлению всех юридически значащих процессуальных действий (соответствующие процессуальные формы), содержанию протоколов, распоряжений и решений, а также определен порядок вступления решений в действие.

Для обеспечения реализации права на защиту в проекте предусмотрены права сторон на слушание в деле и доступ к материалам дела, определены основания, порядок и условия проведения слушаний, процессуальный статус участников слушаний.

В Кодексе также урегулирован вопрос о распределении (компенсации) затрат участников процесса, в частности определены основания, размер и порядок компенсации затрат, их виды (в частности затраты на проведение экспертизы, транспортные затраты) и основания для освобождение от компенсации затрат.

Отдельным разделом проекта Кодекса определены основные требования к производству в заявлениях и делах о предоставлении разрешения на согласованные действия и концентрацию (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию, предварительных заключений о согласованных действиях, концентрации, порядок оглашения информации о заявленных согласованных действиях и концентрации, исследования по заявлению и принятие решения, возбуждение дела, исследования по делу и принятие решения в деле, обязательные и возможные процессуальные действия участников этого процесса). Процедура рассмотрения заявлений и дел о согласованных действиях, концентрации по Кодексу ведется с соблюдением принципа рациональности, который состоит в достаточной простоте, надлежащей оперативности и недопущении формализма.

Особенности осуществления производства в делах о нарушении конкурентного законодательства предусмотрены разделом III, в котором определяются повод и основания для возбуждения указанных дел, их подведомственность органам Комитета, порядок объединения и выделения дел, остановка рассмотрения дела и его возобновление, а также соответствующие процессуальные формы. При этом предполагаются нормы по сохранению тайны сведений о лице заявителя по его просьбе и если это не противоречит интересам производства по делу. При расследовании дела и принятии решения обеспечиваются процессуальные гарантии участников процесса, в частности право ответчика знать о применении к нему санкций, быть заслушанным, подавать возражение и т.п..

В Кодексе также определен порядок совершения процессуальных действий в ходе расследования, в частности истребование документов или другой информации; сбор (изъятие) доказательств или источников доказательств, проведение проверок, получение разрешения суда на проникновение в жилье или в другое владение физического лица для изъятия доказательств и порядок изъятия доказательств в помещениях юридических и физических лиц.

Отдельными разделами определены особенности пересмотра, обжалования и выполнения решений органов Комитета, определен процессуальный статус лиц, которые являются участниками процесса на этих стадиях.

2. Проект Закона Украины «Об обеспечении доказательств в делах, которые рассматриваются органами Антимонопольного комитета Украины».
Проект Закона Украины "Об обеспечении доказательств в делах, которые рассматриваются органами Антимонопольного комитета Украины”, предусматривает урегулирования отдельных процессуальных действий органов Антимонопольного комитета, связанных со сбором доказательств в делах, которые ими рассматриваются, а именно:
порядка обращения государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Украины или председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины и принятия судом решения относительно проникновения в жилье ли в другое владение лица, проведения в них осмотра или обыска;
порядка предоставления органам Антимонопольного комитета лицами объяснений, проведения объяснения лиц под присягой в суде и основания для этого;
проведения осмотра или обыска для изъятия или наложения ареста на предметы, документы, другие носители информации, которые являются доказательствами или источником доказательств в деле, в служебных помещениях и транспортных средствах субъектов хозяйствования, на рабочих местах их работников, в жилье или в другом владении лица.


Проект предусматривает установление ответственности за уклонение от явки по вызову или препятствование явке по вызову, за отказ от предоставления объяснений под присягой или предоставление в объяснении под присягой недостоверной информации.

Проект Закона предусматривает внесение изменений в Закон Украины "О защите экономической конкуренции”, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины.

3. Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (р. № 0960).
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (о деятельности Антимонопольного комитета Украины) предусматривает внесение изменений в Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» и Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Внесение предложенных изменений в законы обусловлено необходимостью учитывать опыт применения Антимонопольным комитетом, судебными органами конкуретного законодательства, а также учитывать изменения в условиях хозяйственной деятельности, которые происходят в Украине.

Так, в частности, существует потребность в раскрытии содержания понятия «приоритет использования» как первенства в использовании (в статье 4 «Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки» Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»), поскольку в законодательстве об интеллектуальной собственности этот термин употребляется в значении первенства представления заявки и регистрации права интеллектуальной собственности. На практике это приводит к тому, что нарушителем считается то лицо, которое уже использовало, например, товарный знак и приобрело деловую репутацию, но не зарегистрировало этот знак. С целью устранения коллизии определения термина «приоритет», предложено считать неправомерным использованием обозначений их использование без разрешения лица, которое раньше начало их использовать в хозяйственной деятельности, или другого уполномоченного лица, которое приводит к смешению с деятельностью этого субъекта хозяйствования.

Предлагается запретить разглашение коммерческой тайны не только лицам, которым такая информация стала известна в связи с выполнением служебных обязанностей, а и лицам, которым такая информация стала известна в связи с выполнением других, в частности, договорных обязанностей (например, аудиторы, юридические, консалтинговые фирмы) и действий в виде склонения этих лиц к ее разглашению.

Изменениями также предложено урегулировать вопрос процессуальной деятельности органов Антимонопольного комитета Украины при рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции на принципах, определенных Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и другими актами законодательства о защите экономической конкуренции (например: подведомственность дел, порядок рассмотрения дел и принятия в них решений, их выполнение, проверка, просмотр и порядок обжалования), с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают, что:
рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектов хозяйствования, которые связанны:
с созданием препятствий при осуществлении Антимонопольным комитетом, его органами и должностными лицами своих функций;
невыполнение решений и распоряжений органов Антимонопольного комитета Украины, председателей его территориальных отделений;

нарушение порядка предоставления информации Антимонопольному комитету, его территориальному отделению, будет осуществляться органами Антимонопольного комитета по процедуре, определенной Кодексом Украины об административных правонарушениях.







© 2017 «HRGH» - Недвижимость»