Злоупотребление монопольным положением


    В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

 - на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

 - не испытает значительную конкуренцию вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

    Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытает значительную конкуренцию.

    Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытает значительную конкуренцию, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, которые принадлежат конкурентам.

    Наряду с указанными нормами существуют специальные условия по установления монопольного (доминирующего) положения любого из нескольких субъектов хозяйствования.

Во-первых, считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если относительно определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одно из условий, предусмотренных частью первой статьи 12 Закона Украины "О защите экономической конкуренции".

Во-вторых, монопольным (доминирующим) считается также положение любого из нескольких субъектов хозяйствования, если относительно них выполняются такие условия:

 - совокупная частица не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов;

 - совокупная частица не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие частицы на рынке, превышает 70 процентов и, при этом, они не докажут, что относительно них не выполняются условия части четвертой статьи 12.

    В соответствии с законодательством Украины само по себе владение субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным. Таким являются действия или бездеятельность монополистов, которые ограничивают конкурентоспособность других участников рынка, ущемляют их интересы или интересы потребителей. Наиболее частое злоупотребление монопольным положением выражается в завышении цен и снижении качества товаров и услуг.

    Особенностью этого вида нарушения законодательства о защите экономической конкуренции является осуществление субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой производительностью а неправомерным использованием своего доминирующего положения на рынке, или удержание или усиление такого положения путем устранения с рынка конкурентов или ограничение их доступа на рынок.

    Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с важным уменьшением затрат производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые вырабатываются субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньшее зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги).

    Предотвращение, выявление и прекращение злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением - направление работы Антимонопольного комитета Украины, которая при современных условиях обеспечивает наибольший непосредственный социально-экономический эффект. Это является следствием того, что функционирование рынков естественных монополий, рынков хозяйственной деятельности государственных органов, многих других монополизированных рынков непосредственно задевает жизненные интересы широчайших кругов граждан Украины. Соответственно, именно на предотвращении, выявлении и прекращении злоупотреблений монопольным положением, прежде всего на социально значащих рынках, концентрируются главные усилия органов Антимонопольного комитета Украины.

    На протяжении І кв. 2007 г. органами Комитета прекращено 341 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением.

    Монопольное (доминирующее) положение определяется соответственно статье 12 Закона "О защите экономической конкуренции" и Методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 05.03.2002 N 49-р.

    Методика устанавливает порядок определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке и предназначена для анализа деятельности субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей по производству, реализации, приобретению товаров, предоставлению услуг, выполнению работ на общегосударственных и региональных рынках.

    Объектами для определения монопольного (доминирующего) положения являются:

 - субъекты хозяйствования;
 - группы субъектов хозяйствования;
 - обстоятельства, которые определяют на соответствующем товарном рынке условия осуществления хозяйственной деятельности по производству, реализации, приобретению товаров, предоставлению услуг, выполнению работ, а также условия приобретения и использования указанных товаров, работ, услуг.

    Целью определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке является получение необходимой информации для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений.

    Определение монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования может включать в себя такие действия:
Установление объектов анализа относительно определения монопольного (доминирующего) положения, а именно субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования), конкретного товара (продукции, работы, услуги), который выпускается, поставляется, продается, приобретается (потребляется, используется) этим (этими) субъектом (субъектами) хозяйствования.
Составление перечня товаров (работ, услуг), относительно которых может определяться монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования и которые имеют признаки одного товара, товарной группы.
Составление перечня основных продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей) товаров (товарных групп).
Определение товарных границ рынка.
Определение территориальных (географических) границ рынка.
Установление промежутка времени, относительно которого может определяться положение субъектов хозяйствования на рынке – определение временных границ рынка.
Определение объемов товара на рынке.
Составление перечня продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей) товаров (товарных групп) – потенциальных конкурентов, покупателей, которые могут продавать (поставлять, вырабатывать) приобретать (потреблять, использовать) один и тот же или/и аналогичный товар (товарную группу) на рынке.
Определение барьеров вступления на рынок и выхода из рынка для субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, вырабатывают), приобретают (потребляют, используют) один и тот же или/и аналогичный товар (товарную группу) на рынке.
Установление монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке.








© 2017 «HRGH» - Недвижимость»